The hotel “Imeniye Altun” is located on the grounds of the estate park allegedly founded by Ivan Lvov (the Great) in the late 18th century, and completed in the early 20th century when the new manor house was built where the old wooden structure had burned down in 1889. The new house — 'the Lvov palace' — of course introduced certain changes into the park's general design, making it the dominating structure. The maps from the 18th century showed the only way to the Holy Mountains (now known as Pushkinskiye Gory) from Saint Petersburg was through Novorzhev and the Altun Estate. This means that each time travelers had to pass through Altun.

The park of the Altun Estate covers 25 ha occupying the entire southwestern shore of the round lake of the same name, where many springs flow into as well. This natural billowy plain was transformed into a landscape park by an unknown landscape designer.

The park in Altun is divided in two by an irregular network of alleys, and the entrance to the residence is an old, wide and smooth gravel road where Big Oaks alley runs along the right side and Small Oaks alley runs to the left at a right angle to the main road. At the end of the road is yet another fork: one branch, the exit, leads guests through an old, wide avenue of linden trees that divides the local cemetery in half, and the other is a stone-block path running down to the lake past the distillery. Two smaller paths branch out from Big Oak alley like rays of sunlight, one leading to the temporary residence on the bank of the pond, and the other forming the main entry to the new mansion house, which is believed to have been built in 1907–1911.

Romantic image of the country estate with elements of the European castle architecture became a trend in Russian residential architecture in the latter half of the 19th century. Before the Lvovs (the Altun Estate's owners) ever acted on a romantic vision for their mansion house, the residence had been alive and developing, its inelaborate buildings being used for household needs, and the well-manicured park with scattered trees bursting forth with growth, a true soft spot and undeniable source of pride for its owners. The researcher of the Natural and Cultural Center of the State Museum Reserve of Alexander Pushkin and historian V. Nikiforov quotes N. Kireeva, "No one dared to walk around the park, and each tree was taken care of specially."

The palace, with its splendid front door welcoming visitors arriving from the west along the main alley, offered an appearance no less magnificent no matter where one stood. For example, the descent to the lake was richly designed with wide and low steps decorated with flowerpots. The mansion house's very construction introduced alterations to the park's master plan: now the area around the manorial palace was of a more regular and somewhat more "French" character, which did not have any general affect on the overall landscape of the ancient park. The details of the design have since been lost to time, but it can be assumed that the expert utilization of the area's unique features and landscape created an organic harmony between the residential buildings of different times and architectural styles with the natural surroundings.

The old park is still where it used to be, but the planted area has diminished along with its previous manorial borders: in the USSR newer buildings were erected on the residence's territory, including a two-story brick apartment building in the center of the park, personal plots and residencies for collective farmers. Thus, a portion of the park's plants and numerous alleyways ended up in the gardens of fellow Russian countrymen... The park and the residential territory eventually turned into overgrown wastelands. This mismanagement led to the dismantlement of the residential buildings to be used for building materials, and acts of vandalism. However, the area of the park that was left uncultivated by the locals still looks amazing and can shed light on the structure of the Altun manorial park, its stand composition and landscape solutions.

Noble flora prevails here, including oaks, limes, maples and snap willows. There are also elm, ash and pine trees (130 and 160–180 years old), as well as common larches or European larches, Siberian stone pines or Siberian cedars, and Macedonian or Balkan pines that can only rarely be found in Pskov oblast.

There are only two remained artificial reservoirs: a round one with an islet located in a now-remote part of the park behind the ruins of the cattle yard, while the shape of the other one looks like the American continent wearing a small cape. The only cedar surviving in the park is still growing on that cape. The bank commands a fine panorama of the still waters of the shapely pond, and distant perspectives are oriented towards the water's surface as well, as the pond is located on the lake's shore. The park visually continued into natural landscapes as if it has no true boundaries.

Visitors can still find a stone-block path running to the huge arched building of the former alcohol cellar (built in the boulder-and-brick style). Shipment vehicles (for products taken by train to Moscow) might have required special engineering efforts to strengthen the approach to the slope.

The Altun Estate is a collection of country architectural art staying partly true to the design of its master plan, along with various intentionally ruined household outbuildings; it is a vivid artistic image and an unbreakable bond with nature. The part of the estate's master plan detailing its historical network of roads and pathways was either strayed from or abandoned completely over the years of decline and disarray. Planted vegetation is not maintained properly. Young birches and alders, self-seeding and the growth of underbrush all throughout the park has damaged and distorted the original appearance of the estate. The park had to be reconstructed and reclaimed, the reservoir had to be cleaned, self-seeded and unwanted plants had to be eradicated, the network of roads and paths had to be repaired, old trees needed to be treated, and dangerous trees felled.

In 2008, an overhaul began at the Altun Estate that extended to the jungles overgrowing the park. After a year of painstaking work, the structure of the Altun park was more or less visible, especially what had been done to it just during that first year. The impenetrable jungle was starting to show itself as a magnificent park. The lake horizon can be seen from any point, and the graphic trunks of the strong oaks, lindens and larches form a historical patterning on the bright sky and lake surface. The trees displayed their wounds trustingly for experts to examine, diagnose and treat them.

The master plan of the Altun Estate park:

map-park.jpg

It was pure luck that this old park was cared about so deeply by such an experienced and competent team with an ambitious yet reachable goal — restore the best life-affirming practices of the Russian nobility, and return the integrity, harmony and beauty this wonderful park brims with.

In July 2011, Altun park found itself in the hands of the experts of a production cooperative with quite the telling name: "Vozrozhdenie" ("Restoration"): a team of experienced wood scientists specializing in the ancient and mighty trees of estate parks. Climbers and steeplejacks specializing in plants protection are now carrying out the following long-overdue tree care procedures: beheading, treating injuries, felling dangerous trees, and diagnosing the condition of wood.

Among this cooperative's loyal customers are both museum reserves and world famous palace and estate parks, such as Petergof, Pavlovsk, Oranienbaum, Gatchina, Tsarskoye Selo, Letniy Sad and Peter I palace, the State Russian Museum, the Hermitage Museum, St. Petersburg Museum of History (the Peter and Paul Fortress), the Museum of City Sculpture, Mon Repos, Rozhdestveno, Maryino, Gorki, Ostafievo, Melikhovo, Abramtsevo, Bolshie Vyazemy, Zakharovo, Morozovka, Korallovo, Shakhmatovo, Mikhailovskoe, the Svyatogorsk Monastery, Spasskoye-Lutovinovo, the Serafimo-Diveevsky Monastery, and Ovstug.

The oaks of the Altun Estate's central alley will continue to be treated till the late August. The restored, graphic and healthy park will welcome its first visitors by the time the hotel opens its doors.

Гостиница «Имение Алтунъ» находится на территории усадебного парка имения, предположительно заложенного Иваном (Большим) Львовым в конце XVIII века, и окончательно сформированного в начале XX века, в связи с постройкой после пожара (деревянный господский дом сгорел в 1889 году) нового барского дома — «дворца Львовых», который, естественно, переориентировал усадебный генеральный план, акцентируя архитектурную доминанту. На картах XVIII века единственный путь в Святые Горы (ныне Пушкинские Горы) из Санкт-Петербурга, через Новоржев, лежал через усадьбу Алтун, то есть всякий раз путешественники проезжали по дороге Алтуна.

Парк имения Алтунъ раскинулся на территории 25 гектаров, занимая весь юго-западный берег питаемого многочисленными ключами округлого озера, носящего то же название — Алтун. Природный волнисто-равнинный рельеф местности использован неизвестным ландшафтным специалистом для создания преобладающего пейзажного парка.

Парк в Алтуне делился несимметричной системой аллей. Въезд в имение — старая широкая и ровная грунтовая дорога, от которой плавно отходит ответвлением вправо Большая дубовая аллея, а налево под прямым углом лучом раньше уходила Малая дубовая аллея . В завершение, снова развилка: выход из усадьбы — это широкая старинная липовая аллея, которая делит на 2 части местное кладбище, и мощеная брусчаткой дорожка — спуск к озеру мимо винокуренного завода. От Большой дубовой аллеи отходили два луча меньших дорожек, одна из них вела к временному дому помещиков на берегу пруда, вторая была образована для парадного подъезда к новому дворцу, строительство которого пришлось, предполагаемо, на 1907-1911 годы.

Романтический образ загородного имения с элементами западноевропейской «замковой» архитектуры вошел в моду в русском усадебном строительстве еще во второй половине XIX века. До осуществления идеи создания такого романтического дворца Львовыми — владельцами Имения Алтунъ, усадьба жила и развивалась, ее незамысловатые строения активно использовались для хозяйственных целей, а ухоженный парк с редкими интродуцированными растениями разрастался и был любимым детищем и несомненной гордостью владельцев. Исследователь из Научно-Культурного Центра Пушкинского Заповедника, историк В.Г. Никифоров, приводит выдержку из очерка Н. Киреевой: «В парке никто не смел ходить. Каждое дерево заботливо охранялось.»

Дворец, роскошный парадный вход в который приветствовал гостей, подъезжающих с главной аллеи с запада, предлагал не менее великолепные фасады и с прочих точек зрения, так спуск к озеру был оформлен очень богато, мраморной плавной и просторной лестницей, декорированной вазонами с цветами. Его строительство внесло изменения в планировку парка: зона, непосредственно обрамляющая барский дворец, скорее всего, приобрела регулярный, несколько «французский» характер, что в целом не повлияло на общий пейзажный стиль всего старинного парка. Детали в решении этой зоны, к сожалению, утрачены, но можно предполагать, что умелое использование особенностей ситуации и ландшафта обеспечивало органическую взаимосвязь комплекса усадебных строений разного периода постройки и направления архитектуры с природным окружением.

Старинный парк сохранился, но не в полном объеме насаждений и не в прежних границах барского ландшафтного объекта: во времена СССР на территории усадьбы возвели постройки более позднего времени, двухэтажную кирпичную коробку многоквартирного дома в центре парка, личные приусадебные хозяйства и избы колхозников. Таким образом, часть парковых растений и целые лучи аллей оказались в огородах наших сограждан.... Парк и вся территория усадьбы превратились в заросшие пустыри. Бесхозяйственное содержание привело к расхищению усадебных построек на строительные материалы, актам вандализма. Тем не менее, оставшаяся неосвоенной аграрными усилиями местного населения парковая территория все еще способна удивлять и давать представление о структуре барского парка Алтунъ, его дендросоставе, ландшафтных решениях.

Основу насаждений парка составили благородные виды местной флоры: дуб, липа, клён, ива ломкая. Встречаются вязы, ясени, сосны (130 и 160 — 180 лет) и редкие для Псковской области лиственница европейская, или Лиственница опадающая, Сосна кедровая сибирская, или Кедр сибирский , сосна румелийская или, как ее называют в Европе, македонская или балканская сосна.

Сохранилось два искусственных водоёма: первый — округлой конфигурации с островком, расположенный в ныне отдаленной части парка, за развалинами скотного двора, очертания второго, центрально расположенного, повторяют очертания американского континента с небольшим мысом. На этом мысу растет кедр, единственный оставшийся в парке живой экземпляр. С берега открывалась панорама зеркальной спокойной поверхности фигурного пруда. На водную гладь ориентировались и дальние перспективы, так как пруд находится непосредственно на берегу озера. Парк не имел зрительно границ, а продолжался в виде естественных ландшафтов.

В парке можно и теперь обнаружить вымощенную булыжником дорожку, ведущую к массивному арочному зданию бывшего спиртохранилища (валунно-кирпичный стиль постройки). Возможно, транспорт для отгрузки продукции (а она поставлялась по железной дороге в Москву) требовал специальных инженерных мероприятий по укреплению подъезда на склоне.

Имение Алтунъ является загородным архитектурным ансамблем, частично сохранившим свою развитую планировочную структуру, разнообразные по назначению руинированные хозяйственные постройки, яркий художественный образ и неразрывную связь с природным окружением. За долгие годы упадка и надругательства была частично утрачена и нарушена планировочная структура усадебного комплекса с исторической дорожно-тропиночной сетью. Уход за насаждениями не производится. Молодые посадки берез и ольхи, самосев и поросль на всей территории памятника сильно нарушили и исказили исторический облик усадьбы. Парк нуждался в серьезной реконструкции с проведением мелиоративных работ, необходима была очистка водоемов, уборка самосева и малоценных посадок, ремонт дорожно-тропиночной сети, лечение старовозрастных деревьев и уборка деревьев-угроз.

В 2008 году в Имении Алтунъ началось обновляющее развитие, оно затронуло и джунгли, скрывавшие в себе усадебный парк. Уже через год кропотливого труда стала видна прозрачная структура пространства парка Имения Алтунъ, и особенно заметно все, что в нем уже сделано. Непроходимые заросли начинают походить на величественный парк. С любой точки можно видеть горизонт озера, а графичные стволы мощных дубов, лип, лиственниц чертят на светлом фоне неба и озера узор истории. Деревья доверчиво открыли свои раны, позволяя специалистам осмотреть их, поставить диагноз и вылечить.

Схема парка «Имения Алтунъ»:

map-park.jpg

Этому старинному парку повезло: его взялись опекать знающие мудрые люди, у которых есть реальная и высокая цель — вернуть жизнерадостное ощущение возрождения лучших традиций русского дворянства, целостность, гармонию и красоту некогда прекрасному парку.

В июле 2011 года к работе над оздоровлением Алтунского старого парка приступили профессионалы из производственного кооператива с символичным названием «Возрождение»: хирурги-древоведы с огромным опытом работы в основном в усадебных парках с возрастными могучими деревьями. Альпинисты и верхолазы — специалисты в области защиты растений — выполняют давно назревшие мероприятия по уходу за деревьями: обрезку крон, лечение изъянов, удаление деревьев-угроз, диагностику внутреннего состояния древесины.

В списке постоянных клиентов музеи-заповедники и знаменитые на весь мир дворцовые и усадебные парки: Петергоф, Павловск, Ораниенбаум, Гатчина, Царское Село, Летний сад и дворец Петра I, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Музей истории Санкт—Петербурга (Петропавловская крепость), Музей городской скульптуры, Парк Монрепо, Рождествено, Марьино, Горки, Остафьево, Мелихово, Абрамцево, Большие Вяземы, Захарово, Морозовка, Кораллово, Шахматово, Михайловское, Святогорский монастырь, Спасское—Лутовиново, Серафимо—Дивеевский монастырь, Овстуг.

Работа с дубами центральной аллеи Имения Алтунъ продлится до конца августа. Обновленный, графичный и здоровый парк сможет порадовать наших гостей уже к открытию гостиницы.